Илья Левитов: «Данаилов подает на ФИДЕ в суд, и я его понимаю»
Председатель правления Российской шахматной федерации — о сенсационном решении Кирсана Илюмжинова, отдавшем розыгрыш чемпионского титула сторонней организации, о том, знает ли Эндрю Полсон фамилию Каспаров, и о том, чем шахматы отличаются от «Афиши» и LiveJournal.
— На заседании президентского совета ФИДЕ в ОАЭ объявлено, что ФИДЕ передает права на розыгрыш титула чемпиона мира компании «Агон», которая принадлежит бизнесмену Эндрю Полсону. Это революция в шахматах?
— Нет, мы все это уже проходили. Был бизнесмен Артем Тарасов, был Бессел Кок, была компания CNC. Ничего хорошего из этого не получалось. Наш главный вопрос: почему права отдаются людям, далеким от шахмат? Зачем вообще отдавать розыгрыш титула?
— Что вообще означает «передать права»? Чем конкретно будет заниматься Полсон?
— Для начала — никто не видел подписанный контракт с «Агоном», который, к слову сказать, зарегистрирован в офшоре. Известно лишь, что права передаются на 11 лет, «Агон» обязан организовывать цикл в соответствии с правилами ФИДЕ, причем речь идет исключительно об организационных вопросах. Будем верить в лучшее. Хотя я настроен пессимистически.
— А вдруг Полсон захочет играть в шахматы Фишера или чатурангу вместо шахмат?
— Ну, есть же правила проведения цикла, опубликованные на сайте ФИДЕ. Плюс ФИДЕ в любой момент может заблокировать решения «Агона». Нет, правила определения чемпиона мира меняться не будут, но почему-то постоянно меняются люди, которые должны организовывать соревнования. ФИДЕ просто расписывается в собственном бессилии найти корпоративных спонсоров, продвинуть шахматы в интернете и на ТВ, научиться зарабатывать деньги. Каждый раз ищется самый простой способ: все отдать дяде, который пообещает золотые горы.
— Имеет ли отношение «Агон» к майскому матчу за корону между Анандом и Гельфандом, который пройдет в Третьяковской галерее?
— Нет, нет, Полсону принадлежат права на следующие циклы, этот матч, слава богу, проводим мы, а не Полсон. Наш спонсор Андрей Филатов хочет сделать презентацию русского искусства, организовав пиар как Третьяковки, так и шахмат. Он развивает шахматы через приобщение людей к искусству. Матч пройдет в инженерном корпусе рядом с галереей, картины снимать не придется. Будет 12 партий. Причем соперники по-джентльменски договорились, что никаких глушилок и другой защиты от компьютерных подсказок не будет. Просто экран поставим, чтобы зрители не мешали.
— Вот вы ругаете Полсона, а получается, что он фактически спас турнир претендентов. Аронян отказался играть в Баку, и теперь по новому плану матчи пройдут в Лондоне.
— Ничего он не спас, ведь была еще заявка от Софии! А теперь получилось, что некрасиво поступили с Болгарией. Я совсем не одобряю методы работы Сильвио Данаилова, но в данной ситуации он прав. Болгарская сторона подала заявку до конца января, как и положено, получила поддержку спонсоров и государства. А тут вдруг бац — откуда ни возьмись появляется новая компания! Теперь Данаилов подает в суд, и я его понимаю.
— Зачем Полсон инвестирует в шахматы? Он сам играет?
— За его плечами журнал «Афиша» и ЖЖ. Надо признать, успешные проекты. Но шахматы — это не журнал и не социальная сеть! Презентация «Агона» в ОАЭ заняла две минуты и состояла из общих слов. Я думал спросить Полсона, может ли он назвать несколько чемпионов мира по шахматам, но решил не ставить его в неудобное положение.
— Почему не вмешалась Российская шахматной федерация?
— РШФ — лишь одна из 170 федераций, и Илюмжинов имеет право принимать решения без консультаций с нами. Мы высказали свое мнение, но президент ФИДЕ решил по-своему. Опыт подсказывает, что получится очередная глупость и позор.
— «Агон» официально принадлежит Полсону? Или Александру Мамуту — ведь именно с ним Полсон занимался компанией SUP?
— Данаилов задается тем же вопросом. Но ответа никто не знает.
— Как к рокировке отнеслись участники розыгрыша титула? Илюмжиновым они были недовольны, а Полсоном?
— Гроссмейстеры устали высказываться по этому вопросу, они играют и надеются на лучшее. А что им еще остается? Этот заколдованный круг не заканчивается уже много лет.